Аграмматическая дисграфия
По классификации сотрудников кафедры коррекционной педагогики РГПУ им.Герцена (Р.И.Лалаевой, Л.С.Волковой, А.В.Ястребовой и др.) самым «поздним» видом дисграфии, проявляющимся у школьника только к 4-му классу, является так называемая аграмматическая дисграфия. Она обусловлена не столько остаточными явлениями нескорректированного фонематического восприятия, недостаточно развитого звуко-буквенного анализа, сколько несформированностью грамматических категорий речи, неспособностью к речевым обобщениям, отсутствием так называемого «языкового чутья» у детей. Работы учеников с данным видом дисграфии изобилуют ошибками, которые на первый взгляд подпадают под понятие «грамматические», но если присмотреться внимательно, то это особые, специфические ошибки. Самый большой процент их – на написание гласной в корне слова. Дети-дисграфики делают ошибки в данном случае даже тогда, когда гласная стоит под ударением, в сильной позиции, и звучит абсолютно отчётливо.
Почему так происходит? В первую очередь, потому, что ученикам с проявлениями аграмматической дисграфии неподвластно понятие «ударение». Они затрудняются обозначить его в слове, перебирая все возможные варианты, и, как следствие, допускают ошибку даже в сильной позиции. Точно так же происходит и в случае проблемной корневой гласной, когда нужно подобрать проверочное слово. Несформированность грамматической структуры речи, ограниченность словаря и непонимание взаимосвязи категорий в языке приводит к тому, что ребенок пишет вмсето слова «лесник» - «лисник» и доказывает, что написано верно, «потому что проверочное слово – лист, лисник среди деревьев живет же, у них листья».
Ошибки в написании безударных гласных дети допускают и в остальных частях слова, - приставке, суффиксе, окончании.
Другие категории аграмматических ошибок:
- Нарушение морфологической структуры слов - замена приставок, суффиксов: «набежал» вместо «выбежал», «лисёнки» вместо «лисята»;
- Изменение падежных окончаний – «много окнов», «десять улей»;
- Замена единственного числа на множественное и наоборот «рыбы плывёт», «ученик шли»;
- Нарушение согласования слов в предложении, ошибки в конструировании сложных высказываний, пропуски значимых членов предложения, нарушение порядка слов в высказывании: «Трубу под нашими домом огромную вытащили они».
Наиболее ярко данный вид дисграфии проявляется в творческих работах детей, - сочинениях, изложениях. Бедный словарный запас не позволяет пользоваться синонимами и подобрать разнообразные прилагательные для передачи более красочного содержания текста, а несформированность грамматических категорий делает скудное содержание иногда совсем непонятным. К примеру, дети часто начинают рассказ по серии картинок с местоимения «он» («она»), что не добавляет ясности рассказываемому.
Практически всегда аграмматическая дисграфия соседствует с дислексией. Дети могут механически читать текст, не обращая внимания на знаки препинания, делая ошибки в окончаниях слов, проглатывая части слов. Чтение изобилует паузами, иногда – после каждого слова. Если в тексте присутствуют сравнения, метафоры, - ребенок затрудняется передать их смысл. Пересказ также вызывает затруднения из-за сложных взаимоотношений дисграфика с грамматическим строем языка. Работа с такими детьми будет плодотворной, если проводить её систематически, в течение длительного времени, по концентрам,- от простого к сложному, на основе постоянных повторений изученного.