Дизорфография
Дизорфография – самое новое и, пожалуй, самое неоднозначное из всех имеющихся логопедических нарушений. Логопеды-практики привыкли говорить о «классических» нарушениях письменной речи, - дисграфии и дислексии, - они обусловлены рядом причин: недоразвитием фонематического восприятия, неумением анализировать/синтезировать звуки родного языка и т.д. Но иногда приходится иметь дело со школьниками, у которых и фонематическое восприятие вполне развито, и звуко-буквенным анализом они неплохо владеют, и с оптико-пространственным восприятием всё в порядке, и даже правила русской грамматики они сносно знают и вполне способны пересказать, а вот в тетради на каждой странице больше десятка ошибок и сплошные «двойки». Вот именно в таких случаях и принято говорить о дизорфографии.
Итак, дизорфография – это стойкое специфическое нарушение усвоения орфографических правил, проявляющееся трудностями формирования одноименных навыков. Собственных ошибок при самопроверке ученик-дизорфографик не видит, но любое правило знает назубок. Кратко можно резюмировать, что дизорфография – это своеобразный антипод так называемой «врожденной грамотности», т.е. хорошо сформированной зрительной памяти и умения видеть ошибки в любом тексте, не особо вдаваясь при этом в знания правил русского правописания.
А.Н.Корнев считает, что основной причиной дизорфографии является несформированность морфологического анализа. У детей, страдающих данным нарушением, нет своеобразного языкового чутья. При попытке определить, какой частью речи является слово «осень», ребенок выстаивает примерно такой алгоритм рассуждений: «Осень – это имя прилагательной, потому что отвечает на вопрос «какая»? – осень – какая?» Любая орфографическая задача ставит школьников-дизорфографиков в тупик, будь то поиск «ошибкоопасного» места в слове или подбор проверочного, образование заданной части речи от данного корня. Поскольку у детей, страдающих дизорфографией, есть определенные сложности с умением обобщать и абстрагировать, им трудно дается определить число и род различных частей речи, просклонять существительное, проспрягать глагол. Письмо под диктовку для них является более легким заданием, нежели самостоятельное письменное высказывание, - изложение, сочинение, развернутые письменные ответы на вопросы, - помимо прочего, таким детям трудно сформулировать свою мысль и оформить ее на листе бумаги. Речь их бедна, предложения малораспространены и аграмматичны.
При логопедическом и психолого-педагогическом обследовании у детей с дизорфографией выявляется недостаточно сформированные слухоречевая память и словесно-логическое мышление, внимание их неустойчиво, имеются трудности с переключением на другой вид деятельности, эти школьники легко отвлекаются, они излишне импульсивны и стараются избегать любого волевого напряжения. При простом задании, типа – найти проверочное слово к слову «листочек» - они либо начинают угадывать, либо выстраивают алогичную цепочку рассуждений: «Проверочное слово – «лестница», от слова «лес». Пояснить, почему проверочные слова должны быть родственными, они не могут.
В современной логопедии принято выделять три вида дизорфографии:
- Морфологическая, характеризующаяся большим количеством ошибок в сочинениях, изложениях, любых самостоятельных письменных высказываниях;
- Синтаксическая: неспособность овладеть навыками пунктуации;
- Смешанная, сочетающая признаки 1 и 2 вида.
Причины дизорфографии еще недостаточно изучены. Всх детей с этим нарушением объединяет стойкое неусвоение морфологического принципа письма. Учитывая данные идущих в настоящее время исследований, профилактика и коррекция дизорфографии должна быть направлена на
- Формирование процессов зрительного и звукового анализа-синтеза, слуховой и зрительной памяти, речедвигательных функций;
- Развитие речи в целом, обучение навыкам развернутого высказывания и монологической речи, накоплению лексического запаса;
- Коррекции грамматического строя речи.