Мотивация деятельности школьников
Мотивация это то, что побуждает человека к определенным действиям. Основной составляющей учебной деятельности является мотивационный компонент и операционный компонент.
Особенности мотивации:
- наличие любознательности и одновременно отсутствие мотива;
- преобладание игровых мотивов;
- мотивация избегания наказания;
- отрицательное отношение к обучению из-за сложной программы;
- ограниченное число предметов, которые нравятся.
Направления по формированию учебной деятельности
- Установленное взаимодействие между семьей и школой.
- Формирование взаимоотношений между одноклассниками.
- Изменение стиля взаимоотношений между учителем и учеником.
- Основная роль формирования мотивации принадлежит учителю.
- Речь должна быть точной, немногословной, короткой.
- Высказывания учителя «молодец».
- Стимуляция (кто у нас сегодня лучший ученик).
- Косвенные замечания.
- Предупреждения.
- Стимуляция деятельности (этот вопрос для самых сообразительных).
- Опора на чувства коллектива.
- Наглядные пособия: картинки, пособия должны решать дидактическую задачу.
- Эффективны рисунки схематичного плана. Рисунки должны находиться на уровне глаз детей.
Этапы урока
1. Начало урока определяет дальнейшую работоспособность детей (загадки, шарады на тему урока).
2. Заключительная часть урока направлена на подведение итогов. (Представляется возможность детей поделиться на уроке, отдельные ученики высказываются об учителе). Возникают доверительные отношения между учителем и детьми.
На уроке учитываются индивидуальные особенности учащихся. Для учащихся с двигательной активностью дается время на отдых:
- Ребенок выполняет по образцу.
- Самостоятельное выполнение части работы.
- Самостоятельное выполнение всей работы.
Мотивация складывается из факторов:
- личность учителя
- система педагогической информации
- внимание педагога на каждого ученика
Мотивация бывает далекая и близкая.
У детей с нарушениями познавательной сферы все мотивы близкие.
- Базовые (физиологические).
- Соц. биологические.
- Познавательные.
- Нравственно-духовные.
Причины: - поощрение и порицание
- яркая наглядность
- создание ситуации
- стимулирующее оценивание
- свободный выбор задания
Для развития мотивов детей с нарушениями познавательной сферы имеет большое значение труд.
Они испытывают удовлетворение, что видны результаты. В процессе труда учащиеся оперируют наглядным материалом и стремятся создать материальные ценности. Необходимо, чтобы дети осознали важность того, что результаты их деятельности интересны; имеют практическое и полезное значение. Большее значение для мотивации - оценка окружающих.
Пути формирования мотивации.
1. Создание успешной ситуации.
2. Овладеть технологиями обучения.
3. Содержание учебной мотивации должно соответствовать возможностям детей.
4. Разнообразная деятельность на уроке.
5. Педагог должен меняться сам, самосовершенствоваться.